Чешским профессором В. Томашеком была предложена трактовка слова «мордва» и он выводил ее этнонима «мордва», который, по его мнению, состоит из двух частей – mord (человек) и xwa (от компонента «ва», означающего «пожирающий»).
Так возник этноним mordxwa (мордва), обозначающий человек — пожирающий, то есть, человек – людоед.
Эту расшифровку поддержал финский языковед, фольклорист Х.Паасонен подтвердивший ее поздними ссылками о дикости и людоедстве мордвы. Даню теорию разделял и академик А.Шахматов.
Конечно же, такая теория происхождения мордвы из ужасного зверя мартихор не устраивала многих, в следствии чего торию раскритиковали.
Между
тем эрзянский язык так же раскрывает значение слова «морд», мор- яд,
от сюда же происходит и почти русское слово «смерть». Про эпидемию
уносящую жизни людей эрзяне говорили,- сы мор (приходит смерть). Мор
(яд) во множественном числе будет звучать МОРТ. Таким образом, словом
"мор", эрзяне обозначали и многие эпидемические смертельные болезни, и
собственно массовые убийства (морить). Есть и аналог и у германцев
Mord,- то есть убийство, при том словарь профессора Герхарда Кеблера
уточняет: Mord – умышленное убийство при отягчающих
обстоятельствах. В языке фарси (Иран) и его диалектах фонетически
наиболее близким словом к этнониму мордва есть слово морде (диалектн.
мерде), морден с семантическими значениями «мертвец», «умирать». Очень
забавный фрагмент из словаря Фасмера:
«мордва́ -- ругательство по отношению к евреям и детям (Добровольский)
-- распространено вплоть до Смоленска, где слово мордва́н употребляется
также в знач. "проказник".
Созвучно и с франц. mordache "зажим", Les mordants кусающиеся, лат. mordaх "кусающийся", англ. Murders убийства.
Русские слова, «морда», «мордовать», вышедшее из употребления «смерд», так же несут негативный характер и собственно не дают мордовскому народу повод для гордости.
Именно это стало поводом для мордовских лжеисториков отправиться в поиски значения корня «морд» по всему миру, чтоб спрятать истину. Историки забыли, что про мордву сообщали западноевропейские источники и именно там нужно искать значение слова, а так же в народах, которые соседствовали с мордвой и таким народом были эрзяне, но мордовских историков занесло в иранские языки. В прочем из иранских языков, значение «морденс», пришлось притягивать «за уши». К месту будет подмечено у эрзян был запрет на вступление в брак с мордовой. Вот такой «родной» и близкий народ мордва и эрзя.
Время рассказать читателю о западноевропейских источниках и приведем сообщение Юлиана, (13 в.), в котором рассказывается о мордве и его нравах: «Мордвины- язычники и до того жестоки, что у них считается не годным тот, кто не убил много людей. Если кто-нибудь у них идет по дороге, несут перед ним головы всех людей, убитых им, и чем больше голов, тем лучше он сам. Из черепов делают чаши и охотно пьют из них. Жениться тому нельзя, кто не убил человека», ставит собственно точку на этом вопросе подтверждая жестокие нравы этого народа.
Между тем глава Республики Мордовия Н.Меркушкин и его команда активно культивируют возрождение мордовского народа. Неужели мордовская власть решила возродить былую «славу» мордвы и использовать, в том числе тотем мордхва или мартихор», это же тогда, в какое время занесет Россию?
Мартихор
– вымышленное сверхъестественное существо, символизирующее чуму.
На символику чумы указывала красная семантика. Плиний Старший сообщает,
что, согласно Ктесию, врачу Артаксеркса II Мнемона, в краю эфиопов
«живет зверь, которого они именуют мантихор; у него три ряда зубов,
они, смыкаясь, заходят один за другой, подобно зубьям гребня; лицо
и уши у него человеческие, глаза кроваво-красные, туловище, как у льва,
и хвост, заканчивающийся жалом, как хвост скорпиона; голос
его напоминает пение флейты и трубы, звучащих одновременно; он весьма
проворен и пожирает мясо всех прочих тварей».
Флобер развил
это описание, введя в оборот слово «мартихор», на последних страницах
«Искушения святого Антония»: «Мартихор – гигантский красный
лев с человечьим лицом и тремя рядами зубов... Мартихор прыщет во все
стороны иглами из своего хвоста, как стрелами. Капли крови сыплются
градом на листву деревьев».
Мартихор изрыгал чуму из пасти, другим
способном поразить болезнью служили дротики хвоста – таким образом
мартихор губил целые армии, если они пытались продвигаться в пустыню.
Источ.: Борхес Х. Л. Бестиарий: Книга вымышленных существ. М., 2000; Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999.
Семен Кузьмин
портал "Эрзянь ки"