"24
ноября - день памяти Степана Эрьзи. Его не стало в 1959 году. В этот
день музей откроет свои двери для всех ценителей творчества скульптора.
К памятнику мастера будут возложены цветы, пройдет поминальная панихида
на мемориальном кладбище и концерт, посвященный его памяти" - так
предельно кратко, но как всегда с мордовской "изюминкой", сообщают
своим читателям РИА "Инфо-РМ”.
Действительно,
в Мордовии уже стало национальной традицией устраивать концерты по
поводу и без, но зачем панихиду проводить господа? Неужели мордовский народ с благословения чиновников начинает практиковать бесовские игрища под крестами православной церкви?
Впрочем,
прецедент уже состоялся: господин Меркушкин санкционировал издание
фальшивого эпоса несуществующего народа, в котором Бог представлен
братом самому сатане. Вышеупомянутый чиновник дал высокую оценку этому
"произведению" по местному телевидению, несмотря на то, что фальшивый
эпос не выдерживает никакой критики и ложится позорным пятном на
культурную жизнь Мордовии.
Акцент
в сообщении РИА "Инфо-РМ" на "панихиде и концерте", думается, сделан не
случайно. В Мордовии не могут не знать о мировоззрениях С.Д.Эрьзя, хотя
он почти четверть жизни и прожил на другом континенте. Степан Эрьзя
ненавидел церковные институты. Автор замечательной книги "Степан Эрьзя.
Аргентинский период: на пересечении культурных традиций" Н.А.Розенберг
приводит в качестве подтверждения следующие слова гениального
скульптора: "Если было бы можно, не поколебался бы, уничтожил все
церкви. Я всегда был сторонником её удаления, и в России во время
революции … это должно было произойти". Именно церковь, по мнению
Эрьзи, благословляет скотское состояние, в котором находится народ, и
его духовную омертвелость.
Во
введении к своей книге Наталья Абрамовна Розенберг с горечью замечает:
"Огромная потеря для исследователя – утрата личных дневников художника,
которые он вел на протяжении многих лет, по меньшей мере с 1905 по 1927
годы." Эти бесценные дневники, как своего рода историко-биографические
и культурные документы, могли бы пролить свет на многие жизненные факты
гениального скульптора и на его философские воззрения. Дело в том, что
искусство С.Эрьзи привлекает не просто почитателей его творчества, но и
ученых, философов, писателей, так как скульптор-философ и после своей
смерти продолжает дискутировать о вечных проблемах: предназначения
человека и художника, о смерти и бессмертии, о власти и народе. На наш
взгляд, потеря дневников скульптора не просто огромная, а
невосполнимая. В связи с этим совершенно необъяснимо равнодушие
культурной общественности и чиновников республики Мордовия к этому
имеющему место прискорбному факту.
Просачивается
информация и о том, что в Мордовии существуют определенные проблемы с
сохранностью архивных материалов С.Д.Эрьзи (Нефедова). Очевидно, что в
Мордовии планируется "панихиду и концерт" совмещать и в дальнейшем.
Именно поэтому серьезные опасения вызывает сообщение, опубликованное в
СМИ, о готовности личного секретаря эрзянского гения Натальи Бочаровой
передать часть имеющихся у неё материалов в фонды Мордовского
республиканского музея изобразительных искусств. РИА "Столица С" напоминает: "Наталья Бочарова
ухаживала за скульптором последние пять лет его жизни, хлопотала за
него в Министерстве культуры СССР. Мастер доверил ей весь свой архив и
переписку".
В
связи с этими сообщениями у вдумчивого читателя вновь и вновь возникают
вопросы: где утерянные дневники скульптора? в каком состоянии архив
великого Эрьзи? рассматривался ли вопрос о публикации его переписки, а
также тщательно подобранной самим скульптором коллекции афиш и отзывов
с его персональных выставок? Давайте почтим память мятежного Эрьзи так,
как он того желал бы, а не лубочными картинками из жизни православной
мордвы.
Екатерина Ошкина, специально для портала "Эрзянь ки"